С 26 сентября по 8 октября в Картинной галерее Черкесска состоится выставка заслуженного художника РФ, народного художника КЧР – Умара Мижева. Мы приглашаем всех насладиться работами автора на персональной выставке под названием «Путь», и, в преддверии её открытия, хотели бы немного рассказать о жизни и творчестве Умара Крым-Гериевича
Предстоящая выставка посвящена творчеству одного из ведущих художников Карачаево-Черкесской Республики, проявившего себя во многих видах и жанрах изобразительного искусства – Умара Крым-ГериевичаМижева.
Родился он 25 сентября 1947 года в с. ЛенинпольТаласской области Киргизской ССР. Детство художника пришлось на тяжелое послевоенное время, но ему повезло в том, что он с юных лет нашел свое предназначение – быть художником.
«Сколько себя помню, всегда рисовал увлеченно и много, мечтал стать художником… Огромно было желание поступить в после окончания восьмого класса в 1964 г. в Краснодарское художественное училище. Но семейное положение не позволило осуществить мечту. Вместо училища пошел в горы пасти скот…»
Окончив в 1966 г. Ново-Джегутинскую среднюю школу, он два года выполнял свой гражданский долг в рядах Советской Армии (1966-1968). Подарком судьбы стало открытие в этот период художественно-графического факультета в КЧГПИ, учеба в котором (1969-1974) стала стартом в профессию.
Отработав по направлению учителем средней школы в а. Эркин-Юрт три года, Умар Мижев поступил на работу во Дворец пионеров и школьников в г. Черкесске (1977-1989). С 1992 г. работал художником-постановщиком Карачаевского театра, в 2003-2005 гг. – главный художник этого театра.
Уже в юные годы сформировалась основная черта характера Умара Мижева – целеустремленность, помноженная на поразительную работоспособность:
«Зная, что только упорным трудом можно достичь профессионализма в искусстве художника, все мои мысли и действия были направлены на это
Результаты этого упорного труда не замедлили сказаться: первое участие в художественной выставке он принял еще будучи студентом (1972), а с 1977 г. он регулярный участник городских, областных, краевых, всероссийских, всесоюзных выставок. В Черкесске с успехом прошли четыре персональные выставки, на которых художником были подведены итоги творческой деятельности (1983, 1988, 1997). По признанию художника, заметную роль в его профессиональном развитии сыграло общение с ведущими художниками страны в процессе работы в Домах творчества Союза художников СССР: «Горячий Ключ» (1983), «Челюскинская» (1988), «Академическая дача им. И. Е. Репина» (1991); во Всероссийском творческом потоке графиков (1980) и Всесоюзном творческом потоке акварелистов (1990).
В 1987 г. Умар Мижев стал членом Союза художников СССР, в 1989-1991 гг. работал заместителем председателя правления Ставропольской краевой организации Союза художников России. Он стоял у истоков создания Карачаево-Черкесской Республиканской организации Союза художников России и возглавлял ее в 1991-1992 гг.
Высокой оценкой творческой и общественной деятельности художника стало присвоение ему в 1996 г. почетного звания «Заслуженный художник РФ». В этом же году проект герба Карачаево-Черкесии, представленный Умаром Мижевым, победил на конкурсе, объявленном Правительством КЧР.
Умар Мижев – художник «рисующий»: он убежден, что настоящий художник должен прежде всего хорошо рисовать. Видимо, поэтому основное направление его творчества определить несложно – это реализм.
«Я по природе своей реалист. Жизнь вижу такой, какая она есть. В свое время я отдал дань многим направлениям, хотя и сейчас иногда увлекаюсь авангардом».
Поражает многоплановость реализации его творческих способностей. Еще будучи подающим надежды молодым художником, УмарМижев стремился овладеть различными техниками изобразительного искусства.
«Рисую везде и всем, чем угодно. Здесь карандаш и мелки, сангина и акварель, соус и тушь, уголь, пастель, сепия. И всегда материал помогает выразить содержание и эстетическое отношение к изображаемому. Параллельно много занимаюсь и живописью. Изучил технику работы старых мастеров, пастозную и лессировочную живопись, плотность мазка и композицию».
Находясь в постоянном поиске. Он овладел разными техниками офорта: травленым штрихом, акватинтой, резерважем, лависом, мягким лаком, сухой иглой, меццо-тинто, цветным офортом; не обошел вниманием литографию и линогравюру. Достиг успехов и в книжной графике – им оформлено более 30 книг местных авторов.
Хотя основу его творчества составляют живописные и графические работы, он реализует свой творческий потенциал и в декоративно-прикладном искусстве (гобелен, кийиз), и в театрально-декорационном (им оформлен первый карачаевский балет «Айтуган – дочь Карчи», спектакли «Бийнегер», «Алындыусюймеклик», «Мордамбаллары», «Брак по-итальянски» и др.).
Мижев много путешествовал по родной области, привозя большое количество этюдов и зарисовок, которые потом воплощались в его законченных произведениях. Следуя лучшим традициям реалистического пейзажа, УмарМижев вносит национальный колорит в развитие этого жанра. Его жанровые офорты разнообразны и интересны, привлекают своим лиризмом и незатейливыми сюжетами, подсмотренными в жизни.
Портретный жанр занимает видное место в творчестве художника. Создавая портреты своих земляков, он стремится не только к внешнему сходству, но и передает внутренний содержательный образ. Им создана целая портретная галерея известных и уважаемых людей нашей республики: композитора М. Ногайлиева, актрис Р. Хапчаевой, Л. Гочияевой, Ф. Кишмаховой, актеров Б. Уртенова, У.-А. Бостанова, врачей М. Узденова и С.-У. Батчаева, писателей А. Акбаева, О. Хубиева, Х. Байрамуковой и др.
Творческая индивидуальность художника ярко проявилась в историческом жанре. Им переосмыслены, освобождены от пропагандистских клише драматические события истории своего народа. Неофициальное прочтение карачаевской народной истории, о потрясениях которой долгое время не было принято вспоминать, проявилось в таких исторических композициях, как «Песня» (1983), «Танец с кинжалами» (1985), «Проводы» (1986), «Хасаука» (1989), «Депортация» (1990), «Карачаевцы» (1991), «Аланы в походе» (2004). Картина «Хасаука» — первое прикосновение карачаевского изобразительного искусства к национальной исторической трагедии.
Изображая группу воинов, художник создает коллективный портрет своего народа перед лицом истории, бережно выявляя в этом портрете благородные возвышенные черты. Величавый пейзаж Кавказских гор напоминает об уникальной красоте земли, за честь и свободу которой должны умереть запечатленные на этой картине люди, которых слишком мало, чтобы сдержать военную мощь наступающей на них державы.
Тема конечной победы духа, воли народа сложно переплетена в эмоциональном строе картины с тревожным предчувствием опасности, с печалью, разлитой в холодном серебристом тумане. С этим произведением перекликается картина «Аланы в походе» — эпическое полотно, повествующее о жизни славных предков карачаевцев. Она представляет собой многофигурную композицию, в которой художник поэтизирует далекую действительность, в то же время стремится к исторической убедительности.
Главное в творчестве УмараМижева – огромная любовь к родной земле и ее народу. Особая теплота чувствуется в сериях графических работ «В ауле», «Сенокос в горах», «Карачаево-Черкесия моя». Его женские образы лиричны и задумчивы. Им посвящена серия «Женщины Карачаево-Черкесии», в которой Мижев воспевает радость труда, застенчивость невесты, смелость молодых женщин-механизаторов. В серии «В горах Карачаево-Черкесии» любовно воспроизведены сцены народного быта и труда («Выделка овчины», «Кошары в горах»).
Нельзя не отметить цикл графических иллюстраций к эпосу «Нарты», который получил широкое признание как первое и удачное обращение к этой теме в молодом национальном изобразительном искусстве. Работы У. Мижева снискали славу далеко за пределами КЧР, их можно встретить в музеях и частных коллекциях граждан Америки, Турции, Франции, Венгрии, Швейцарии. Здесь представлена очень незначительная часть работ художника. Но и из того, что удалось внести в этот альбом, можно иметь представление о многогранной творческой деятельности художника.